Материалы и рекомендации можно посмотреть здесь
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития
Одним из обязательных условий организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
С целью осуществления психолого-педагогического сопровождения приказом по школе от 31.08.2023 года создана группа психолого-педагогического сопровождения.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являлись:
- Преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания.
- Актуализация личностного потенциала развития ребёнка.
- Обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса.
- Информирование законных представителей относительно особенностей организации процесса образования; с задачами образования и особенностями развития их ребёнка.
Рекомендации участникам психолого-педагогического сопровождения
Рекомендации учителю-дефектологу
по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
проводить диагностику с целью установления актуального уровня развития ребенка;
проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), на развитие коммуникативной деятельности;
осуществлять индивидуально-ориентированную педагогическую помощь на основании всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка;
принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и возможности;
создавать на занятиях атмосферу эмоционального комфорта с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых ресурсов;
осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
осуществлять консультирование педагогов учреждения образования по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания ребенка с особенностями психофизического развития;
принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
соблюдать профессиональную этику.
Рекомендации классному руководителю
по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе коррекционного обучения и воспитания;
максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с ОПФР в общество;
организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;
формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с ОПФР, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;
формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;
оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ОПФР, развивать у него веру в свои силы и возможности;
создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых ресурсов;
осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
соблюдать профессиональную этику.
Рекомендации педагогу социальному
по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
1. Начальный этап.
Изучение запроса администрации на работу со школьниками с ОПФР, формулирование целей и задач;
Изучение запроса педагогов, работающих в интегрированном (специальном) классе;
Получение информации об учащихся;
Проработка полученной информации;
Подбор диагностического инструментария для выполнения запроса.
2. Диагностический этап.
Наблюдение за детьми в школе с целью определения уровня адаптации, уровня возникающих проблем;
Выделение группы детей, социальная адаптация которых затруднена;
Диагностика межличностных взаимоотношений в классе.
3. Информационно-аналитический этап.
Составление программы сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы;
Участие в работе психолого-педагогического консилиума.
4. Коррекционные занятия (тренинги).
■ Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих мероприятий с детьми.
5. Консультативно-методическая работа.
Обсуждение проблем детей с ОПФР, обучающихся в интегрированных и специальных классах;
Консультирование по вопросам поведения и межличностного взаимодействия учащихся;
Консультирование родителей по совместному решению выявленных проблем у детей;
Работа с родителями в рамках модели сопровождения.
Соблюдать профессиональную этику.
Рекомендации педагогу-психологу
по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
Получение информации об учащихся с особенностями психофизического развития;
Проведение диагностики личностных особенностей ребенка и сферы его мотивации;
Участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
Участие в работе психолого-педагогического консилиума;
Проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий с учащимися;
Проведение групповых и индивидуальных консультации с педагогами по вопросам поведения и межличностного взаимодействия учащихся, по проблемам воспитания и обучения с целью оптимизации учебно-образовательного процесса;
Проводить групповые и индивидуальные консультации с педагогами по результатам диагностики;
Консультирование родителей по разрешению выявленных у ребенка проблем;
Участие в работе психолого-педагогического консилиума
Соблюдение профессиональной этики
Рекомендации воспитателю ГПД
по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психического развития в процессе коррекционного обучения (знакомство с разными диагностиками).
Планировать формы учебно-воспитательной работы в группе с учётом особенностей развития детей.
Организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации и задач образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка.
Формировать у детей с особенностями психофизического развития положительного отношения к своим сверстникам, адекватное социальное поведение.
Оказывать помощь другим специалистам, работающим с ребенком, в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.
Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и возможности.
Принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды вокруг ребенка.
Принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума.
Создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья.
Осуществлять консультирование законных представителей ребенка. Соблюдать профессиональную этику.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ,
ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
Рекомендации от учителя-дефектолога
Советы родителям от учителя-дефектолога
Необходимо:
Принимать ребёнка таким, каков он есть, выражать ему доброе отношение, сообщая ему об этом взглядом, ласковым прикосновением, словами;
Показывать ребёнку, что родители его понимают, готовы помочь ему организовать работу, подсказать, как сделать лучше и т.д.;
Формировать у сына /дочери/ самоценность: начинать с повышения самооценки ребёнка через организацию той деятельности, тех занятий, где у него получается лучше;
Изучать интересы и способности ребёнка, поощрять добрые дела, малейшие успехи и достижения в том, где трудно, вселять веру и надежду, что у него всё получится;
Видеть в ребёнке достоинства, открывать и утверждать их, ценить в нём личность;
Не позволять себе ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребёнка. Плохое полезно забывать сразу, акцентируя внимание на хорошем. В поведении детей подчёркиваются не плохие, а хорошие стороны, отмечаются успехи, активно поддерживаются желание стать лучше;
Воспитывать детей на положительном, вовлекать в полезную деятельность, разговаривать с ними уважительно, следить за речью;
Беседуйте с ребёнком дружелюбно, в уважительном тоне;
Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи;
Будьте одновременно тверды и добры;
Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху;
Поддерживайте ребёнка. Взрослый может поддержать ребёнка, признавая его усилия и вклад, ровно как достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребёнок не достигает успеха;
Демонстрируйте взаимное уважение, уверенность в ребёнке и уважение к нему как к личности.
Рекомендации учителя-дефектолога родителям учащихся на лето.
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение! Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Развитие речи
1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
- что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
4. «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы.Шишки растут… ёлке.)
5. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Развитие мелкой моторики
· Собирать, перебирать ягоды;
· Полоть грядки;
· Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп);
· Играть с глиной, мокрым песком;
· Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
· Бросать и ловить летающие тарелочки.
· Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
· Перебирать крупы;
· Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);
· Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
· Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
· Вышивать (крупным крестиком);
· Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
· Плести из бисера;
· Лепить из пластилина, пластика, теста.
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
Родители должны помнить:
1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее
3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка
4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.
5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.
«Разные возможности – равные дети»
Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития
Пожалуйста, помните, что:
"Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
"Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.
Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:
Преодолевайте страх и отчаяние
Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями, но не давайте им себя захлестнуть.
Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального других членов семьи.
Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников). Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя. А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.
ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ -
С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ.
ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!
ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ, А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!